"Во всем, что делает Л.Духовная на сцене, есть обаяние молодости. Зрителю нравится очарование девичьей свежести, стройной фигуры, умение двигаться, танцевать, нравится самостоятельность и независимость ее облика. Все эти качества как нельзя лучше пришлись на роли бойких, жизнерадостных девчонок, будь то Веслава из «Сверчка», или Блондинка в «Снимается кино».Легкость, с которой актрисе давались такие «обаятельные» роли, впечатление, которое она производила, настораживали."
"Режиссер Г.Дроздов предложил ей роль Наташи в «Фальшивой монете» Горького. Наташа – Духовная как незажженная спичка в Ноевом ковчеге, резкая, трезвая, ироничная, она прекрасно знает цену и дворянству Кемского, и мещенству обитателей его дома. Эта сторона роли удалась актрисе, хотя она торопилась открыть боль души Наташи. Была в ее героине и новая черта – любопытство, и это неожиданно придало роли личный оттенок, отчего Наташа стала ближе и сегодняшнее."
"В пьесе «Бал воров» Ж.Ануя с ее динамичными ритмами, розыгрышами, водевильными ситуациями, Духовная смогла продемонстрировать свои технические возможности. Жульетта принесла ей шумный успех. Молодежь уже специально приходила смотреть, как самозабвенно пляшут Жульетта и Густав."
"Рена из пьесы М. и Р.Ибрагимбековых «Кто придет в полночь…» (премьера состоялась в Москве) выглядела по сегодняшним понятиям совсем старомодной. Может быть потому, что ставил пьесу «открывший» Духовную режиссер Дроздов, и выстроил спектакль как утверждение гражданской смелости, способности человека к активному действию. Духовная делала акцент именно на этих качествах своей героини (ведь была еще и любовь), и такое прочтение свидетельствовало о гражданском возмужании актрисы."
Журнал «ТЕАТР» №10 – 1970 г.
"Интересно раскрывают молодые актеры Л.Духовная и Л.Вигдоров процесс становления характеров своих юных героев. Правда, здесь есть и решения приблизительные, неглубокие, но в общем сценическое повествование отличается последовательностью и ясностью мысли (реж. Г.Дроздов)."
«ПРАВДА» 2 сентября 1969 МОСКВА
"Пьеса о теплоте взаимоотношений между людьми согрета мелодией первой любви юных сердец – Намика (Л.Вигдоров) и Рены (Л.Духовная). Очень светло, очень естественно ведут они свои роли."
«В спектакле рядом с Пери (В.Ширье) существует совсем юная Лейла, которую играет Л.Духовная. Ее Лейла – эдакий «дичок», смотрящий исподлобья, угловатый и нераскрывшийся. А затем в пьесе «Кто придет в полночь» она снова играет девочку, очень похожую на ту, что мы уже видели. Но теперь нам было уже известно: эта похожесть шла скорее от общности драматургических образов, а не от ограниченности диапазона актрисы. (по спектаклю «Человек и джентльмен» можно было судить, что она прекрасно умеет перевоплощаться и внешне, и внутренне).»
«Советская культура» 28 августа 1969 МОСКВА
"Обаятельный образ милой, доброй, верной девушки Лейлы создает актриса Л.Духовная. Она тонко чувствует настроения и переживания своей героини и умеет сценически точно их передать."
«Волга», г.Астрахань 10 июня 1972 г.
"Сложные, несколько противоречивые роли Лейлы и Шаргии согреты хорошей игрой артисток Л.Духовной и С.Коцюбинской. Обе они удачно избегают мотивов жертвенности, заложенных в этих образах."
«Социалистический Донбасс» 24 июля 1973
« Не так давно состоялась премьера «Час пик». Мила сыграла в эпизоде современную польскую девушку. Казалось бы, после пяти кряду главных ролей эта не будет иметь значения. Но актриса играет Божену как первую роль – любовно, заинтересованно. На этом спектакле еще раз вспомнилось: нет маленьких ролей…»
«Молодежь Азербайджана» 7 марта 1970
В.Отрадинский
"…работа Духовной – Зизи, маленькая французская танцовщица из «Соловьиной ночи» возвращается из немецкого концлагеря в Париж. Собственно, вся роль – это танец Зизи в советской комендатуре. Когда солдаты отвергают легкий «танчик», потому что им нужен поэтичный и глубокий мир музыки, - Зизи танцует танец маленьких лебедей.Может быть, и в самой актрисе происходит сейчас подобное – борьба между легким и глубоким, достающимся просто и с трудом."
«Молодая журналистка Елена Волкова в исполнении очень способной молодой актрисы Л.Духовной внешне полная противоположность Королеву. Если он сдержан и молчалив, то она вся порыв, движение, скорая на поступок, граничащий с легкомыслием. Но это только на первый взгляд. Мы чувствуем в Лене, какой ее рисует Духовная, заряд большой нравственной чистоты, способность на самопожертвование, на благородство.»
«Комсомолец Каспия» Астрахань 17 июня 1972
«Ленка – Духовная существует в придуманном ею самой образе, который ей кажется привлекательным и ультрасовременным. Ее походка, жесты, то подчеркнуто элегантны, то намерено шокируют окружающих излишней обнаженностью чувств, бесцеремонностью. Отличные сценические данные позволяют актрисе мастерски вести эту линию роли. Убедительны в ее исполнении и те минуты жизни героини, когда она не позирует, а задумывается над собственной судьбой.»
«Грозненская правда» 25 июля 1971
«Сложный это человек – Ленка Волкова. Всего в ней понемножку – хорошего честолюбия и юношеской бравады, женской беззащитной нежности и напускного цинизма. Как и ее партнер (Л.Вигдоров) Л.Духовная верит в свою героиню и относясь к ней с доброй пристрастностью, живет на сцене очень непосредственными радостями и горестями немного бесшабашной, но умной и славной Ленки Волковой.»
«Вечерний Ростов» 12 июня 1971
"Валентина Л.Духовной не умеет не быть самой собой, она не изменяет себе ни разу и ни в чем. Неспособность прятаться, врать, идти на компромиссы – это ее суть. Бунт Валентины против домашних, их «добропорядочных» представлений о любви и семье, пожалуй, кульминационная точка в главной партии спектакля. Л.Духовная не боится в этой сцене сделать немного больше «дозволенного». Эти ее «чуть-чуть» больше надрыва, больше исступленности, - нота, взятая, как это ни парадоксально, верно, ибо в искусстве, как известно, порой не бывает ничего ценнее этих самых «чуть-чуть»…"
"Актриса Л.Духовная воплощает в своей героине образ деятельной, живущей по высоким законам чести юности, ради которой и сносится худшее. Она наделяет свою героиню чертами столь разными. Это и юношеская непосредственность, граничащая с ребячеством, и взрослая серьезность в вопросах выбора жизненного пути, и непримиримость в неприятии лжи, воплощенной для нее в образе Нуриды."
«Комсомолец Донбасса» 3 августа 1973
«Духовная играет Алку как воплощенный вызов, откровенную браваду. Но увлеченная этой стороной характера, артистка немного приглушает второй план – слишком много в Алке злого надрыва, изломанности, резкости. Злая она от того, что испугалась, от того, что ее били, что понимает – оступилась… Отсюда, от этих черт Алкиного характера и вырастает концовка спектакля. Ее Духовная сыграла превосходно. Без слов. Пластикой. Тем, как стояла в финале, тем, как дрогнула лицом, услышав слова о себе в записной книжке покойного, как ушла, оставив вожделенные туфли. Какая-то задумчивая, скорбная, и вместе решительная грация в фигуре уходящей девушки, в ее неслышном, вначале медленно-затрудненном, а потом убыстренном шаге…»
«Как антитеза Яго существует в спектакле Эмилия – засл.артистка Азербайджана Л.Духовная. Истая дочь эпохи Возрождения, она смела и раскованна в речах и поступках, и вроде бы совсем не сентиментальна. Духовная ведет роль интересно, наращивая ее эмоциональный накал от сцены к сцене…»
«Достоверно, тонко приводит Л.Духовная свою героиню из состояния независимости и уверенности к едва уловимой растерянности, смятению: поднята на щит, окружена всеобщим почетом – и вдруг обошли. Актриса не лишает свою героиню прежней энергии, решительности, не лишает тех внешних черт роли, которые определены в начале спектакля – произошла переоценка ценностей, она открывает для себя иные критерии измерения нравственности своих и чужих поступков.»
«Яркой, пластически насыщенной оказалась игра Л.Духовной, исполнившей в спектакле сразу несколько ролей – Коломбины и Революции во вставных аллегориях, и психологически изощренный характер Актрисы в основном действии»
«Отнюдь не безупречна и взбунтовавшаяся героиня. Л.Духовная сыграла ее, как говорится, на одном дыхании. Глубоко и верно прочувствовав внутреннее состояние своей героини она смело обнажает перед зрителем самые потаенные и недоступные тайники своей души.»
"Пленительная женственность, своеобразная искренность, покоряющая импульсивность каждоминутных поступков Людмилы Духовной помогли ей превосходно воссоздать интересный характер Вдовы в спектакле «Похороны в Калифорнии»."
«Литературная газета» 22 декабря 1982 Р.Поспелов.
"Однако есть в спектакле и запоминающиеся актерские работы. Это Вдова(заслуженная артистка Азерб.ССР Л.Духовная), которая больше всего молчит на сцене, однако ее молчание оказывается порой красноречивее всяких слов."
«Вечерний Минск» 18 июля 1983
«Духовная в роли Элеоноры раскрывает трагическую беспомощность актрисы, привыкшей играть мелодрамы. Сценические штмпы стали ее натурой, истинные чувства она способна выразить только при помощи этих штампов – и оттого бессильна прорваться к душе Амилькара (М.Ягизаров).»
«Вечерний Таллин» 10 июня 1983
«В полной мере удалось выразить себя, обозначить итог длительных исканий «своей роли» засл.арт.респ. Л.Духовной. Роль Элеоноры сыграна ею тонко, сдержанно, порой даже слишком сдержанно, однако главное достижение актрисы все-таки не в завершенности этой работы, а в той творческой перспективе, которую она открыла этой ролью.»
«Бак.рабочий» 28 января 1983
«Работа Духовной в роли Ады убеждает точностью психологического раскрытия образа, его неординарностью. Ее героиня не скрывает своей враждебности по отношению ко всему, что связано с театром, ее раздражает постоянная суета в доме, присутствие посторонних людей, их стиль общения. И в то же время в своем поклоннике Темо (А.Харченко) она презирает именно то, что отсутствует и чего так жаждет видеть в своих близких – респектабельность, уравновешенность, «приличное» происхождение.»
«Большую смысловую нагрузку несет образ Айнур. Лирическая тема, связанная с раскрытием взаимоотношений героини с Габибом, разочарованность и скука, испытываемые ею в обществе людей, лишенных духовного начала, стремление вырваться из «хрустальной клетки» в мир, где еще можно самой стать хозяйкой своей судьбы, - все эти мотивы даются в сложном сценическом чередовании, и в его эпицентре – героиня с ее непростыми проблемами, переживаниями, надеждами, поздним прозрением. Все это глубоко и точно сыграла Л.Духовная.»
«Бакинский рабочий» 8 мая 1986
«Бог дал Вам потрясающие природные данные, а Вы умножили их своим талантом. Первой и лучшей в мире исполнительнице главной роли в спектакле «Собака». Желаю счастья и театральных успехов!»
В.Красногоров, драматург
«Духовную, играющую Николь Гиз, можно назвать каскадной актрисой, заимствуя опереточно-цирковой термин. Она синтезировала в себе мастерство драматической актрисы с элементами буффонады, гротеска, а где-то даже и клоунады. Она не боится быть смешной, и от этого все мизансцены с ее участием приобретают какой-то неожиданный поворот.»
«… и только Джаноцци, казалось, была снисходительно-безучастной по отношению к этой закулисной возне. Жрица. Царица. Хозяйка. Проста и величественна одновременно. Она похожа была на задремавший вулкан, которому, чтобы проснуться, нужна провокационная ситуация.
Такой играла Джаноцци Л.Духовная в спектакле «Отрава». Ее героиня была не просто очередной примадонной в труппе Штрипса, а личность огромного творческого и человеческого потенциала. Ее любили, обожали, ненавидели, к ней вожделели… А она только посмеивалась, глядя на эту жалкую возню. Казалось, Джаноцци Духовной знает нечто такое – о жизни, о людях, о профессии, - что открывается только избранным. И эта прозорливая мудрость, это знание Истины – отражались в пластическом и психологическом рисунке роли…»
В.Резникова, театральный буклет 1996 год
«Вера Залескина Л.Духовной – организм мимикрирующий, но с опозданием. Она в меру наивна, в меру умна, в меру доверчива, в меру глупа. И только природная хитрость иногда выручает окончательно запутавшуюся, проворную, энергичную одесситку. Актриса не заставляет свою героиню раскаиваться за нарушение библейских заповедей, наоборот. Ее Вера боится. И это важно. Потому что именно страх оказаться разоблаченной во всех грехах толкает ее на новые глупости.»
В.Резникова, театральный буклет 1996 год
«В спектакле «Последний срок» Л.Духовная играла две роли: от Автора и Анны Степановны…
Преображение было разительным. Сначала мы видели красивую, статную молодую женщину, проникновенным голосом поверяющую зрителю мысли и чувства умирающей старой женщины, которая познала в этой жизни все: и нужду, и любовь, и счастье материнства… Голос актрисы волновал, брал за душу. Казалось, тихая старухина боль и непонимание, зачем жила, мощной волной перекатывались в зал, заставляя сострадать и мучиться тем же: неужели затем, чтобы вот так незаметно и одиноко умереть…
А потом, когда появлялась старая изможденная многолетним трудом женщина, с выцветшими глазами, дряблыми щеками, трясущейся головой, дрожащими руками и этим певучим окающим говорком, мало кто узнавал в ней ту статную русскую красавицу, которая от имени Автора в начале спектакля доверительно поверяла нам предсмертные думы старухи Анны… Казалось, актриса физически увядала на глазах зрителя лет на тридцать…»
В.Резникова, театральный буклет 1996 год
"Главная роль в спектакле – у народной артистки республики Л.Духовной. Я видел весь ее репертуар и считаю, что она сделала сейчас решающий шаг в своей актерской жизни, выбрав для себя роль старухи Анны. Она играет без грима, без каких-либо «подпорок» и ухищрений, - и ей веришь."
«Бакинский рабочий» 5 июня 1992
«Однако каждый раз Духовная оттеняет по-иному уже, кажется, устоявшийся облик современной соблазнительницы. Можно ли назвать ее действия коварством? Разве только с большой натяжкой. Ведь она, чуть блефуя, вполне откровенна, по-своему честна. Добавлю – и весьма привлекательна в свои пятьдесят. Ее чувства – чем не подарок мужчине?
Не только саму роль, но и в еще большей степени Людмилу Духовную в этой роли можно уподобить камертону, на который, вольно или невольно, настраиваются ее партнеры по сцене.»
газета «Вышка»
«Некоторая шаржированность в проявлении ортодоксальных наклонностей героини придала образу своеобразный колорит и узнаваемость. Издержки профессии Таиры-ханум (она эпидемиолог) явно отложили свой отпечаток не только на характер, но и на очень устойчивые убеждения. Решив, что супружеские измены это тоже своего рода эпидемия, героиня Духовной приходит к выводу, что ликвидировать эту инфекцию можно только единственным, хотя и радикальным способом: облив из брансбойта не только помещение квартиры, но и всех, кто в ней находится.
Однако даже такая воинствующая женщина не способна отказаться от любви. В девизе «Капитулируя, побеждать!» предполагается не только житейская мудрость, но и ее неизживная таинственность, загадка.
Всем своим многолетним творчеством Л.Духовная доказывала это. Играя женщин разных, порой неожиданных, она всегда наделяет их шармом, загадочностью. В них всегда остается капелька нерастраченной женственности, которая ищет выход в страстном желании любви.»
В.Резникова, театральный буклет 1996 год
«Мила – щедрый актерский талант, настоящий художник, именно та актриса, для которой нужно писать пьесы. Она – лидер, она – имя.»
«В Филумене – Духовной столько непоколебимой уверенности в правоте и богоугодности задуманного ею дела, что начинаешь понимать: все эти дети могли быть зачаты только от большой любви и только от одного мужчины – Доменико (нар.артист М.Ягизаров). Любовь Филумены – Духовной – всепрощенческая и созидающая, искупающая грехи и дающая жизнь.»
В.Резникова, театральный буклет 1996 год
«Примадонна Сильва мгновенно меняет убеждения и становится чуть ли не главным стержнем , способствующим смене театральных властей. Духовная подчеркивает в своей героине готовность не ограничиться ничем во имя личных амбиций.»
«Бакинский рабочий»
«Именно Эстер драматург предоставил широкое поле для самовыражения. Этот образ выписан им удивительно выпукло. И, кажется, Бакинской актрисе он пришелся по нраву. Духовная действует легко и интересно, добиваясь сложного простыми средствами в этой богатой на краски роли.»
«Азербайджан» 4 мая 1996
«Роль, которую предстояло Духовной сыграть в спектакле «Встретимся на Торговой!» из тех, что можно назвать эпизодом. Но наделив полунищую эмигрантку внутренней чистотой и неподдельной искренностью, актриса предъявила зрителям подлинный шедевр, который невозможно смотреть без слез.»
«Гюнай» 30 октября 2004
«… Уникально перевоплощение народной артистки республики Л.Духовной, героиня которой из бывшей учительницы истории СССР превратилась в нищую попрошайку…»
газета «Культура»
«Здесь я вижу всех звезд нашего Национального драматического театра – Сиявуша, Яшара, Духовную – всех. Духовная пришла в этот театр и сделала его еще краше. Ее участие в спектакле – также хороший прием…»
Президент Азербайджана Г.А.АЛИЕВ
«Эффект от выступления народной артистки Л.Духовной совместно с азербайджанскими коллегами оказался очень сильным. Несмотря на свой дебют на сцене Академического национального театра Людмила ханум отнюдь не выглядела здесь чужой, наоборот, понимала партнерш с полуслова. Исполняющая в своем театре им.С.Вургуна чаще всего серьезные драматические роли, она выступала на этот раз не только в новой языковой среде и новой обстановке, но и отчасти в новом амплуа. Чрезвычайно удачны сцены, в которых персонаж Людмилы ханум, оказавшись перед крайней необходимостью, учит азербайджанский язык.»
«Панорама» 24 мая 1997
«Давно я не испытывал такого удовольствия, какое подарила мне в роли Сирены Л.Духовная. Нестандартный образ повидавшей виды особы не только на редкость колоритен, но и очень тонко преподнесен. Ее героиня предельно проста, но это не простушка! Можно было легко вовлечь себя в уже сложившуюся в сценической практике трактовку регулярно находящейся подшофе женщины. Но Духовная не переигрывает, она ищет и находит соразмерные грани. Незавуалированная вульгарность этакой бабы без комплексов, почти всегда «поддатой», но отнюдь не податливой героини, затушевывает, скрывает от нас совсем другого человека, подходить к которому следует с иными нравственными мерками. Кажется, еще бы чуть-чуть продолжить пьесу, и мы откроем в ней совсем другое существо. Какое? Нет ответа…»
«Вышка» 12 марта 1999
«Духовная в этой, уже седьмой по счету, совместной работе с Ираной Тагизаде играет талантливо, динамично и очень искренне, находя точные интонации для воплощения образа своей героини, уверенно выводя причудливый рисунок роли. Ее героиня многолика, непредсказуема. Духовная играет приземленный идеал своего времени.»
«Бак. рабочий» 16 марта 1999
«Героиня пьесы Н.Птушкиной «Плачу вперед!» ничем не напоминает прежние работы Духовной – богатейший сценический опыт, стремление адекватно оценить суть происходящих сегодня явлений подсказали актрисе совершенно новые краски, чтобы оставаться искренной и убедительной.»
«Гюнай» 30 октября 2004
«Поговорить есть о чем: о замечательных актерских работах. О том, как играет зрелую страсть очень земная терпкая актриса Людмила Духовная, как удается ей почти на грани жанров в общем-то умозрительную роль искусительницы сделать живой, обаятельной, лукавой…»
Газета «Вышка»
«То, насколько богат и неисчерпаем кладезь творческих возможностей Духовной, ощущаешь при знакомстве с такой ее работой, как роль Зарифы в спектакле по пьесе Натика Расулзаде «Нонсенс»: на редкость моложавая, легко узнаваемая наша современница здесь демонстрирует суть примитивной дурочки, способной ради корысти причинить зло родному отцу, - таковой предстает актриса в этом спектакле.»
«Гюнай» 30 октября 2004
«Народная артистка Л.Духовная просто мастерски изобразила саму Миссис Алчность!»
«Неделя» 20 апреля 2001
«Духовной образ позолоченной пустышки удался, хотя он и нетипичен для ее амплуа.»
«События» 21 апреля 2001
«В первом действии Мальволио еще не слишком заметен, его звездный час наступает во втором акте. Образ великолепного дворецкого все более оживает с каждой новой репликой – и вот уже зрители встречают и провожают его аплодисментами, и смеются, а иногда и сочувствуют ему в его злоключениях. Это не просто успех, а успех тем более блестящий, чем менее ожиданный. Я допускаю, что, возможно, с не меньшим успехом эту роль сыграл бы кто-то из мужской половины труппы, но я не могу не аплодировать актрисе остающейся верным приверженцем Его Величества Эксперимента. Браво, Людмила Духовная!»
«Ей предстояло донести до зала неординарную режиссерскую концепцию и воспроизвести очень сложный психологический рисунок роли. Она вместе со своими партнерами по сцене проникновенно напомнила нам о главных проблемах нынешнего бытия, вызвав одновременно сочувствие, сострадание, и веру в торжество справедливости. С блеском показав обаяние и величие женщины, она и здесь убеждает окружающих: как важно для человека уметь любить и быть любимой!»
«Гюнай» 30 октября 2004
«Красота, порода, талант счастливо сошлись в Л.Духовной, сыгравшей часть самой себя в миссис Сэвидж.»
О.Пивоваров, гл.редактор журнала «Театральная жизнь»
В «Смешанных чувствах» перед зрителями предстала история трогательной любви двух стареющих вдовствующих героев, сыгранными замечательными мастерами – Людмилой Духовной и Фуадом Поладовым – с таким юмором, завидным темпераментом и пронзительными нотами человеческого одиночества. Ювелирно отточенные переходы настроений, смесь мелодрамы, иронии и юмора позволили зрителям задуматься над превратностями вполне реальных судеб… Как все-таки хорошо, что мы можем видеть, чем живут русские театры в странах, не так давно ставших суверенными, отделенных от нас государственными границами. Мы говорим с ними на одном языке независимо от нашей национальной принадлежности.
«Советская культура» 1-7 декабря 2005 МОСКВА
Кара Алексеева
«Я получила большое удовольствие от знакомства со спектаклем «Смешанные чувства» с народными артистами Азербайджана Людмилой Духовной и Фуадом Поладовым в главных ролях: уж сколько там можно было «накрутить» скабрезных жестов, интонаций и недвусмысленных намеков – ан нет! Чистотой и целомудрием, сдержанностью и смущением отмечены интонации, рисунок ролей и весь спектакль, за что хочется от души поблагодарить его автора и участников…»
«Сразу ставший популярным «Цветок кактуса» по пьесе Э.Берроуза в постановке А.Тагизаде – яркое свидетельство интеллектуального и художественного вкуса не только его создателей, но, более всего, зрителей…»
Татьяна Веснина, театровед, газета «Культура»
«Каспий» 30 апреля 2009
«К исполнительнице роли миссис Дюран Людмиле Духовной у меня вообще нет ни одного замечания... Сложнее всего создавать образ персонажа, который не так часто появляется на сцене и не так много говорит. Такова - миссис Дюран Духовной. Но в этих коротких выходах - есть всё: характер, среда, в которой обитает эта женщина, её окружение и её интересы. Посмотрите, как она идет, как держится, как носит костюм! Несколько жестов рукой, в которой зажат длинный мундштук с сигаретой, пару прищуренных взглядов из-под ресниц и лаконично отрезанных фраз на низких обертонах, переходящих в воркующе-томные и выразительно-убедительный характер светской всезнайки - тусовщицы , этакого третийского ментора-наставника перед нами. Замечательная работа! Высокий профессионализм. Умение чувствовать костюм и партнеров - просто потрясающи!»
А. Лаврова главный редактор журнала "Страстной бульвар"
«Еще одной героине, теще поэта, зритель, пожалуй, поверил с еще большим энтузиазмом. Виртуозно сыгравшая роль Мензер ханум, народная артистка Людмила Духовная, громогласно причитающая о дрязгах и комичных отношениях со стаpинной подругой, эффектно и как-то живо оттеняет это трио, добавляя в союз, если хотите, долю правдоподобности с помощью сочной карикатуры и саркастического непобедимого оптимизма…»
«Вчера в Русском драматическом театре имени Самеда Вургуна состоялась очередная премьера: был показан поставленный режиссером Борисом Лукинским спектакль «Танец семи покрывал» по пьесе Юрия Ломовцева. Анонсировавшаяся постановка вовсе не предназначалась для того, чтобы отмечавшая именно в день премьеры свой юбилей народная артистка Азербайджана Людмила Духовная блеснула в главной роли и стала главной виновницей замечательного торжества, которое устроили ей в этот вечер коллеги и зрители, осыпавшие её цветами и одарившие долго не смолкавшими аплодисментами. Однако случилось так, что лишь участие Людмилы Духовной стало оправданием тому, что этот спектакль появился на сцене уважаемого профессионального театра со своим взыскательным зрителем.»
«1news.az» 24 октября 2009 Галина Микеладзе
«Однако, безоговорочной звездой спектакля все же стала Людмила Духовная. И не потому, что в день премьеры актриса справляла свой день рождения, а потому, что в тот вечер она действительно была царицей - блистала и была как никогда прекрасна!
Цитируя Лукинского, который сказал, что другой актрисы на эту роль и не представить, можно лишь добавить, что Иродиада стала одной из лучших ролей известной актрисы.
Подводя итог, отметим, что с актерами Лукинский попал в точку. Однако, в техническом и музыкальном плане спектакль также выдался что надо. Интересные декорации, свет, костюмы, музыкальные треки, - словом, придраться не к чему. Музыкальным оформлением постановки занимался Владимир Неверов, хореографию ставил сам Борис Лукинский.»
Ирада Асадова «Эхо» 27 октября 2009
«Cпектакль в этот день состоял, можно сказать, не из двух актов, а из трех: последним, не менее красочным, чем два предыдущих, стало чествование любимой актрисы. Сразу после шквала финальных аплодисментов спектакля на сцену хлынул поток поклонников Духовной с цветами и подарками, а потом коллеги юбилярши внесли гигантский именинный торт с зажженными свечками.
Кто знает, какое желание загадала Людмила Духовная, задувая свечи… Казалось бы, чего еще желать известной актрисе — слава Богу, и таланта, и любви зрителей ей отмерено полной мерой. Остается, наверное, пожелать ей в этот ее праздник главного: чтобы не только любили, но и понимали. Чтобы всегда обходили ее стороной терзания, выпавшие на долю ее героини в этой пьесе, где Иродиада — не только и не столько исторический персонаж, сколько женщина, сильная, величественная и… одинокая, которую любили, уважали, боялись, но не понимали.»
Наиля Баннаева «Азербайджанские известия» 29 октября 2009
«Не впервые украшением постановки Лукинского стала и любимица публики, народная артистка Азербайджана Людмила Духовная. В спектакле, где каждый из участников ощущает себя если не главным, то, во всяком случае, ведущим персонажем, она как всегда стала центром притяжения внимания публики.
Той, что неизменно с благодарностью награждала каждую ее – не просто реплику – интонацию, многозначительно произнесенную фразу, в стиле спектакля и задумки режиссера обретавшую силу афоризма, придававшего собирательный, обобщающий смысл всему, что происходило на сцене. И вызывало, в конце концов, бурю восторга всех, кто присутствовал на премьере в зрительном зале РДТ.»
Галина Микеладзе «1news.az» 8 ноября 2010
«...пьесу вытаскивала своей блестящей игрой Людмила Духовная (Мавра Барабошева), которая была великолепна в роли бабушки...»
«...Режиссер объединил в спектакле лучших представителей молодежи и известную актрису народную артистку Азербайджана Людмилу Духовную, которая очень гармонично вписалась в молодую «тусовку».
…Тетя Фима в ее исполнении способна дать фору любой девчонке и поймать любого «кролика»
Газета «Эхо», И. Асадова , 14 июня 2011
«...Совсем неудивительно, что львиную долю успеха обеспечило спектаклю участие любимицы бакинцев народной артистки Азербайджана Людмилы Духовной, чье женское обаяние , подчас, ставит ее в центр зрительского внимания независимо от сюжета. Но если часто мы говорим о том, что для Духовной каждая роль - возможность сотворить актерский шедевр, вокруг которого выстраивается действие, то нынешний спектакль к этому утверждению имеет непосредственное отношение…»
1 NEWS , Г.Микеладзе, 15 июня 2011 г.
«…Лукинский предпочел свою, оригинальную трактовку пьесы. И получилось очень остро, оригинально и интригующе. Народная артистка Людмила Духовная правильным курсом ведет за собой квартет молодых исполнителей….»
«Особый интерес к спектаклю вызывало то, что зрители, наконец, получили возможность увидеть на сцене свою любимицу - народную артистку Людмилу Духовную, которая давно не радовала своих поклонников новыми ролями. Вот почему в фойе перед началом было только и разговоров, что о ней. Зрители, в большинстве заядлые театралы, увлеченно вспоминали прежние образы Духовной, и все в один голос восхищались и высказывали уверенность, что новая роль их любимицы также запомнится надолго. Едва народная артистка появилась на сцене, зрители устроили овации. Духовная с первых своих фраз развеселила зал. Совершенно неожиданно Людмила Духовная и Медина Муллаева бросили в зал свадебные букеты своих героинь. Что тут началось! Желающих поймать букет оказалось слишком много, но достался он только двум молодым девушкам, которые оказались расторопнее других.»
Кямаля Алиева. «Day.Az»
«Этот спектакль был поставлен специально для народной артистки Азербайджана Людмилы Духовной, которая исполнила в нем главную роль, и стала своеобразным бенефисом "Королевы сцены" - так называют ее поклонники.»
Вугар Иманов.«TREND»
«Чтобы рассказать о блеске, с которым исполнила свою объемную роль народная артистка Азербайджана Людмила Духовная, трудно подобрать слова. Ну никак не желая повторяться, она здесь находит особенно много возможностей развернуться во всем блеске своего таланта и предстает мастером высокого класса, которой подвластны все виды перевоплощения, оставаясь при этом предельно искренней и безмерно обаятельной.»
Галина Микеладзе, "Азербайджанские Известия", 1 июня 2013
"... Настоящая наша звезда, красавица и любимица бакинской публики – Людмила Духовная, с ее неподдельной душевностью, своим специфическим, красивым и так любимым многими ее поклонниками тембром голоса, с врожденно-грациозными движениями настоящей царицы сцены, творит это чудо перевоплощений мастерски и вдохновенно. Только она, пожалуй, могла так стремительно перевоплощаться и так профессионально и талантливо «жонглировать» образами: Катарины из «Укрощения строптивой», Джульетты из «Ромео и Джульетты», Нины из «Чайки», Дианы из «Собаки на сене», Раневской из «Вишневого сада», Карениной из «Анны Карениной» .....
... Это был, поистине, мастер-класс актрисы экстра-класса! То и дело, осыпая всех репликами из классической драматургии, Духовная показала свою героиню не просто тоскующей по своей работе, но всецело живущей театром"
Галина Микеладзе, 1news.az, 1 июня 2013 г.
"Народная артистка Людмила Духовная была, как всегда, великолепна, наша благодарная публика ценит своих кумиров и всегда одаривает заслуженными аплодисментами. Образ бывшей актрисы Петровой, которой нравится «быть в образе», казалось, открыл Духовной возможность проявить себя в этом спектакле во многих амплуа, показать, на что еще она способна как актриса."
Неделя, Живая газета
"...Людмила Духовная исполнила в спектакле не одну роль, а сразу несколько. То она Джульетта, то героиня из "Собаки на сене". Ее перевоплощения приводили в восторг зрителей, которые угадывали героинь, в образах которых представала народная артистка...
... Наконец, зрители с цветами в руках вышли на сцену поздравить любимых актеров с прекрасной работой. Больше всего букетов досталось Людмиле Духовной, которая в тот вечер, казалось, была на вершине счастья! "
«…Ильгар Сафат и Людмила Духовная - единомышленнники. Именно поэтому в рассказанной ими истории центральное место отдано драме творческой личности, лишенной главного- воздуха творчества, исступленно мечтающей вновь приобщиться к этому волшебному, изменчивому, сверкающему миру. С первой же минуты появления на сцене Нормы – Духовной становится очевидно, что она - главная движущая сила происходящего, то самое солнце, вокруг которого вращаются все остальные разновеликие планеты.
… Ее финальный выстрел-это не акт собственного духовного самоубийства, как это было у других Норм, это возмездие ослушнику, решившемуся поколебать ее уверенность в себе, приговор тому возмутительно юному и безразличному миру, который осмеливается существовать без нее. И если в других постановочных версиях история Нормы Десмонд заканчивалась окончательно и бесповоротно, то здесь явно читается какое-то продолжение - эта Норма останется жить и дальше, ее лайф-стори далеко не исчерпана. И в этом легко читается отпечаток опять-таки самой личности Людмилы Духовной, чье кредо- не сдаваться ни при каких обстоятельствах! Но стоит отметить, что актриса ( а вместе с ней и все мы) смогла разглядеть в своей незаурядной героине, в том числе, и женщину, одинокую именно из-за своей силы, женщину ранимую и страдающую, истосковавшуюся по любви- как миллионов зрителей, так и своего единственного мужчины…»
Алина Талыбова «Мир литературы» №5 май 2017 г.
« ..на сцене блистала народная артистка Азербайджана Людмила Семёновна Духовная. Прима! Актриса на все времена! Видеть её на сцене – роскошь и удовольствие!... …Наряды Нормы Дэсмонд нарочито театрализованы. В каждом присутствует блеск, словно отблеск огней рампы. Она актриса всегда и везде. И солнце – всего лишь светило, что должно лишь подчёркивать блистательность самой Нормы..»
Татьяна Иванаева, FUROR , 19.04. 2017
«… Героиней спектакля стала голливудская звезда Норма Дэсмонд, образ которой превосходно воссоздала народная артистка Азербайджана Людмила Духовная. Каждый ее выход на сцену – самый лучший подарок для зрителей, которые с нетерпением ждут от нее новых ролей.
…И конечно же, большинство поздравлений и букетов досталось в этот вечер Людмиле Духовной.»
Кямаля Алиева, Sputnik, 17.04.2017
«…Спектакль поставлен в жанре нуар. Зрители увидели на сцене театра эпатирующую историю голливудской звезды Нормы Дэсмонд, которую сыграла блистательная актриса, народная артистка Азербайджана Людмила Духовная…»
Вугар Иманов, Trend, 17.04.2017
«…Пьесы, где Духовная - давно уже безусловный центр притяжения зрительских симпатий - берет следующую, неизведанную ею вершину.
…Нора Дэсмонд в исполнении Людмилы Духовной - обладательница сильнейшего экспансивного характера, который на взлете огромных эмоциональных всплесков актриса воссоздает в сценах с партнерами, - одно из самых сильных впечатлений, подаренных обществу театром, выдающейся актрисой !
Галина Микеладзе «Kacпiй» , 28.05. 2017 г.
«…беседа с режиссером спектакля Ильгаром Сафатом закончилась замечательным его восклицанием в адрес Людмилы Духовной, сыгравшей героиню его последней премьеры «Бульвар Сансет»: «Это большое счастье - работать с великой актрисой!»
«О режиссуре слова не вымолвлю: нельзя говорить о том, чего нет. Простите...
Особый респект Медине Муллаевой за созданный образ и Людмиле Духовной за ГОЛОС, который был явно брендовой наклейкой на паленом китайском контрафакте!»
«Непростая миссия досталась любимице бакинской публики Людмиле Духовной – в первую очередь потому, что в зрительской памяти еще жива блистательная Ингрид Бергман, исполнившая эту роль в фильме. Но Духовной не впервые тягаться с великими предшественниками и звездными современниками (достаточно вспомнить ее Филумену Мортурано, миссис Сэвидж и многие другие знаковые роли в ее «послужном списке»), и надо отметить, она всегда выходит победительницей в этих виртуальных «турнирах». Так и на этот раз: не подражая великой Ингрид и не ломая классического рисунка роли в поисках ложной оригинальности, она с подачи Ильгара Сафата, создает на сцене свою Шарлотту – яркую, талантливую, сложную, сильную, страстную, жесткую, ранимую, одинокую… список эпитетов можно продолжать и продолжать – поистине тут есть что играть и есть где развернуться драматическому таланту примы РДТ, раскрывая самые разные грани своего дарования и профессионализма. Такое ощущение, что актриса и эта роль уже давно шли навстречу друг другу, и встреча эта оказалась радостной не только для них, но и для всех нас, собравшихся в этот вечер в театральном зале.»
«Народная артистка Людмила Духовная вновь поражает высоким мастерством игры, заставляет зрителей восхищаться тем, с какой скрупулезной точностью она создала образ Шарлотты, холеной аристократки, успешной женщины, привыкшей ко всеобщему вниманию. Людмила Семеновна сыграла множество ролей, но каждый раз она находит новые краски и штрихи, чтобы создать образ очередной героини. Она представляет нам две Шарлотты. Сначала тщеславную, себялюбивую, бестактную эгоистку, которая вызывает раздражение своим высокомерием. Но наступает момент, когда Шарлотта с небес спускается на землю, и мы видим, что ее бравадное поведение не что иное, как защитная оболочка, в которую она прячется. В момент объяснения с дочерью мы замечаем, что любимица публики, известная пианистка - обычная женщина, мать, просто не умеющая любить близких, но желающая быть любимой ими.»
Аделя Иманова, газета «Каспий» 7 сентября 2018 г.
«Бесподобная актерская игра покорила зрителей. Людмила Духовная и Румия Агаева были великолепны – зрители ни на секунду не сомневались в искренности их героев. Они играли с таким надрывом, что публика погрузилась в происходящее на сцене, искренне переживая за героев, ощущая себя частью их мира. В спектакле было органично абсолютно все, большое внимание создатели уделили деталям как на сцене, так и в образе актеров. Костюмы героев отражали их мир: если Шарлотта меняла платья и блистала дома, словно прима на сцене, то образ Евы в растянутом свитере и юбке в пол, отражал кучу комплексов, которыми мама наградила ее с детства.»
«Спектакль о том как остаться человеком, не сломаться и не потерять себя в условиях обезличивания и обесчеловечивания людей, попавших в нацистские лагеря. Когда постепенно все чувства атрофируются и человек начинает воспринимать окружающий его ужас как нечто обыденное, само собой разумеющееся...
Всю эту боль и трагизм пережила на сцене наша великолепная Актриса Людмила Семеновна Духовная . Сам спектакль поставлен режиссером-новатором Ильгаром Сафатом, который поднял очень важную, вечную и больную тему,которая не забудется никогда и до сих пор отзывается эхом прошлой войны..»
Айша Мурадова, 2018 г.
«Людмила Духовная создала необычный, особенно после двух следом идущих друг за другом див, образ. Внимательный зритель увидел филигранную работу, в которой, у моей любимой актрисы была, кроме непростых нюансов собственной роли, задача стать остовом, стержнем всего того, что происходило на сцене. Поручи эту роль актрисе с сомнительным мастерством – все бы посыпалось, и даже игра на грани фола Мабуда Магеррамова не спасла бы спектакль. Она стала нервом этой истории, и сделала это изумительно тонко, местами невероятно деликатно по отношению к задачам партнеров. Браво, Людмила Семеновна!!!»
«ЭТО ЧУДО – Чудо Лицедейства в Театре Одной Актрисы! Создатели спектакля и Актриса сплели воедино стихотворения разных авторов общей темой: Женщина как часть самой Природы, жаждущая Любви как обновления и продолжения Жизни. Аскетичность декораций оправдана: ЕЙ достаточно ЕЁ голоса, глаз, лица… мимики для того, чтобы девочка мгновенно вырастала в девушку. Потом всего лишь с детским чепчиком в руках вдруг становиться беременной молодой женщиной, обещающей подарить Любимому Дочь! Поворот головы и она «выключает» ЭТОТ СВОЙ ГЕНИАЛЬНЫЙ БЛЕСК В ГЛАЗАХ и становится… старухой… немощной и желающей всё забыть.
Аккорды зажигательной цыганской мелодии и она ,умудренная опытом Женщина… возвращается и рассказывает нам о лучших годах своей Героини! Каждое стихотворение в спектакле – словно определенный этап бытия… вместе с тем самостоятельный, законченный художественный рассказ о женских радостях и горе: мечты, ожидания, потери и приобретения.»
Беюк Ага
«То, что мы выискивали, высматривали, впитывали на каждом спектакле много лет подряд, мы получили сгустком на расстоянии протянутой руки. И если есть нирвана театральная, то она случилась вчера на малой сцене АРДТ. Ценность Людмилы Духовной не столько ее артистический талант, сколько природное умение быть Женщиной.»
Эмин Мамедов
«Можно ли прожить на сцене за ничтожно короткий срок все чувства, все эмоции, которые когда-либо вы чувствовали, ощущали, проживали? Ответ - ДА! Сегодня на сцене менее чем за час был прожит кусочек ночи, а в нем - целая жизнь. Сегодня звучали гениальные стихи, собранные и нанизанные ювелирно, тонко в жемчужное ожерелье пережитого Женщиной. Сегодня была Игра и Жизнь в едином целом. Сегодня Мастерство и Талант переплелись с Сердцем и Душой.»
Наиля Балакишиева
«Великолепная, живая постановка смотрелась на одном затаившемся дыхании. Время для "вхождения" в спектакль- пара минут! Зал был ,,взят" с только одного ее появления, первых движений,с одного взгляда со сцены..еще до произнесения первых слов.Это такая редкость, это умеют только Великие Актрисы! Самые Лучшие! Самые Любимые..Такое сочетание таланта, красоты и безграничного обаяния..»
Айша Мурадова
«Великолепная актриса Людмила Духовная, которая обладает незаурядной силой перевоплощения из одного образа в другой, заставила зрителя на одном едином дыхании пережить все те чувства и состояние, в котором пребывала сама! Великолепное актёрское мастерство, глубокое проникновенное прочтение всего поэтического содержания держат в напряжении и в неописуемом эмоциональном восторге!»
Халил Гасымов
«Вчера наконец-то я смогла присутствовать на моно спектакле Людмилы Духовной «Женщина в ночи». Ради неё одной стоит построить отдельный театр, не то, что открыть малую сцену.»
ИРЭН Тасалова, поэт
«Спектакль в постановке известного режиссера Ильгара Сафата вызвал огромный интерес публики. Ильгар Сафат как всегда не разочаровал, он погрузил зрителя в таинственное театральное пространство, где каждый нашел что-то созвучное себе.
Очень интересный образ был у Людмилы Духовной, она исполнила роль руководителя театральной труппы, которая после показа пятисотого "Отелло" собирается уходить из театра. Но после оглушительного успеха, меняет мнение: "Я остаюсь!". И эта фраза словно обращена ко всем нам, зрителям, поклонникам народной артистки, это значит - совсем скоро мы увидим Людмилу Духовную в новых образах, в новых спектаклях.»