О ЖИЗНИ, СЦЕНЕ, И ЛЮБВИ...
-Часто актеры говорят: «Мы любим сцену потому, что позволяем себе на ней то, чего не можем делать в жизни». Можете ли вы сказать такое же о себе? -Нет, на сцене я делаю то же, что и в жизни – это мое кредо. Если я создаю какой-то образ, стараюсь обязательно найти то, что было со мной в жизни, что связывает меня с ним. Сцена и жизнь должны быть у меня неотделимы. Потому что я не могу нести со сцены одно, а в жизни проповедовать другое, вести себя иначе. Хочу чтобы я на сцене играла и делала все то, что могу делать в жизни. Не хочу, чтобы глядя на меня говорили: «Ах, вот на сцене она говорит о любви, о какой-то жертвенности, а в жизни также поступить не может». -Но вы же говорите слова своих героинь… -Да, но пропущенные через себя. Я стараюсь, чтобы они мне были близки. -Актеры, в зависимости от исполнения режиссерского замысла делятся на две категории – тех, кто подчиняется ему, и тех, кто нет. К какой категории Вы относитесь? -Меня постоянно ругают как актрису, которая во все влезает. И есть режиссеры, очень недовольные этим. Но я прочла много литературы и убедилась, что все хорошие актеры вмешивались во все: и в сценическое оформление, и в музыку, и в свет, и в костюмы. И в то, как играют партнеры, то есть во все, что существует на сцене. Не представляю, чтобы я пришла в театр, отыграла свой кусок, и затем занималась чем-то другим. Напимер, пошла в гримерную, вязала, читала какую-то газету… Для этого существует мой дом, я не могу себе этого позволить. Хотя в начале каждой работы говорю себе: «Все, больше не буду вмешиваться». Это же колоссальная внутренняя нагрузка! Но у меня не получается. -Почему бы вам тогда не попробовать себя в режиссуре? -Нет, режиссура – очень сложный процесс, он не каждому дан. Я же просто исходя из своего актерского опыта вмешиваюсь. Одни режиссеры прислушиваются ко мне, другие – делают свое. Но это не значит, что сейчас я ухожу со спектакля. Недавно мы с В.Резниковой – зав.лит.частью в нашем театре насчитали 17 ролей, которые я не сыграла из-за характера, из-за того, что у меня возникали конфликтные ситуации с режиссером по трактовке роли. Но режиссеры уже знают, как со мной работать, и иногда подстраиваются под меня. -Об актрисе нередко можно услышать: «Она любит шокировать общество». А Вы?
-Да, вообще-то… Даже не знаю, как это объяснить. Нравится дразнить, чтобы о тебе не забывали, чем-нибудь эпатировать зрителя. Завести, например, какой-то необычный роман… - С кем из режиссеров Вам приятнее работать? - Я готова работать с любым режиссером, ведь главное все-таки работать. За долгие годы в театре я знала многих режиссеров, и каждый из них оказал на меня влияние, в чем-то помог, чему-то научил, что-то во мне разглядел. Г.Гюльахмедова-Мартынова учила выражению чувств на сцене, Р.Ибрагимбеков освободил от традиционных штампов, приблизил к простоте и достоверности, И.Таги-заде умеет находить во мне самой что-то новое, мною же еще не угаданное и не познанное, А.Шаровский всегда заставляет искать, предлагает более сложный рисунок роли, с использованием своих ресурсов – танец или песня могут быть включены в самую прозаическую канву, и получается оригинально. - Ваша любимая роль? - Их много, но самые любимые – две: Кароли из «Загнанной лошади», и Валентина из спектакля «Валентин и Валентина». Объясню почему. Относительно Кароли – с первого дня в театре я играла роли своих современниц и соотечественниц. Идейных, целеустремленных, пафосно патетических. И вдруг мне доверили роль женщины из другой среды. Она по-другому двигалась, по-другому говорила, по-другому одевалась. А Валентина – это роль на сопротивлении. Сама я в жизни всегда занимала активную позицию. Целина, комсомольские стройки – это для меня не просто звучные слова. А тут милая, аристократичная девочка из добропорядочного семейства. - Но что-то ведь оказалось Вам близким в этой девочке? - Бунт!!! Там, где начинается бунт, меня не остановить. И еще искренность. Моя героиня не умела врать, идти на компромиссы, предавать…
«Азербайджанские известия» - Что было для Вас самым важным в ушедшем столетии? - Для меня как для актрисы самым важным было то, что я семь раз, с 1994 по 2000 год, становилась обладательницей приза зрительских симпатий «Апофигей». Ведь что может быть более ценным для актера, чем любовь и признание зрителей? А если говорить о личном – я получила большой подарок от дочери – прекрасных внуков! - Вы приняли участие в спектакле «О Париж, Париж…», поставленном в Азербайджанском Академическом Национальном Драматическом Театре по пьесе Эльчина. Как это произошло?
- Меня пригласили сыграть в этом спектакле роль актрисы Веры. Этот спектакль идет одновременно на двух языках – азербайджанском и русском. И судя по тому, как хорошо нас принимали на гастролях по районам республики, этот эксперимент удался. Эта сатирическая пьеса о том, как миллионер-азербайджанец живущий в Париже, приезжает в Баку, а все остальные персонажи пьесы, в том числе и моя героиня, хотят к нему «пристроиться», чтобы уехать в Париж, и попадают при этом в очень смешные ситуации... - Вы так тепло отзываетесь о коллективе Вашего театра. Неужели никогда не ссоритесь? - Однажды я очень возмутилась, когда народный артист М. Ягизаров, выступая на сцене, непроизвольно позаимствовал мой жест, который я долго подбирала в период репетиции. Я, естественно, не могла после него этот жест повторить. У нас был страшный скандал. На следующий день нам двоим надо было играть любовников в спектакле «Филумена Мартурано» по пьесе Эдаурдо де Филиппо. После спектакля все нам говорили, что мы никогда прежде так страстно эту любовь не играли. Потом за кулисами коллеги шутили: если хотите хорошо сыграть любовь, поссорьтесь накануне. - У меня вызывают жалость молодые актеры вашего театра. Они и в первых ролях, они же и в подтанцовках. - Не надо их жалеть. Их все у нас любят. Все актеры проходят через это, я тоже так начинала. Было время, когда я играла пять дневных спектаклей и один вечерний, а в перерывах подрабатывала Снегурочкой. Причем все в один день. Это хорошая школа мастерства, хотя и сложно все время быть занятым в спектаклях. Сейчас у нас открылась театральная студия, которая будет готовить актеров к сцене. Со временем они придут на смену сегодняшним молодым актерам. Так что этот процесс вполне закономерен. - Молодые актеры как-то по-другому играют, они отличаются от старших?
- Это касается не только молодых. Манера игры меняется в зависимости от жанра спектакля, от его направленности и времени. Конечно, молодые раскованнее, жизнь их заставляет многому быстрее учиться – хореографии, вокалу, сценическому движению, речи. Не каждый актер умеет пародировать других людей, а у всех наших молодых в спектакле «Все звезды» это получается. - Людмила Семеновна, расскажите, как Вы готовитесь к роли? Есть какие — нибудь секреты? - Но, тогда это уже будет не секрет! Ладно, расскажу, но только Вам! Во-первых, у меня всегда есть вся пьеса, а не только моя роль. Во-вторых, я всегда переписываю ее себе в тетрадь, потому, что нам дают роли отпечатанные. И потом, работаю над текстом, обращая внимание не только на то, что и как говорит моя героиня, но и что о ней говорят другие действующие лица. При этом обращаю внимание на все знаки препинания, что очень важно. Это называется — работа над ролью. И, уже к выходу на сцену, когда начинается разводка, я никогда не держу текст роли в руках, но обязательно после репетиции записываю все мизансцены и замечания режиссера. И таких тетрадей у меня много!
Вот, к примеру, в спектакле «Меме», моя роль всего на трёх страницах! А тетрадей, у меня их было, аж, тридцать три! - Людмила Семеновна, Духовная – это Ваша настоящая фамилия или псевдоним? - Меня часто об этом спрашивают. Слишком уж она кажется необычной. Отвечаю: настоящая. Это фамилия моего деда и отца! И она мне очень нравится! Я всю свою жизнь стараюсь ей соответствовать. - Какие пейзажи Вас вдохновляют? - Вдохновляет Каспийское море! Люблю гулять по Бакинскому бульвару, Старому городу и отдыхать в садике имени Сабира, где у меня есть даже своя любимая скамейка. - Расскажите, пожалуйста, о своей семье, о своих корнях. - Мой дедушка - Духовный Мэер (Михаил) Яковлевич приехал в Баку из Екатеринославля (до недавнего времени - Днепропетровск) в 1920 году женился на моей бабушке - Ханне Шемелевне (Анне Семеновне) Василишек, которая была родом из Вильны. В браке с Анной Семеновной - моей бабушкой, родились мой отец - Семен и моя тётя Елена. Мой папа всю войну с 1941 по 1945 гг. воевал в партизанском отряде в Белоруссии, был командиром бригадной разведки и представлял такую опасность для врага, что "за его голову" обещали большую награду. Во время очередной побывки с фронта он познакомился с моей мамой Ярошенко Еленой Филипповной, родом с Северного Кавказа. Позже мама и папа поженились. Мама моей мамы - моя вторая бабушка Шульго Ольга Ивановна, и дедушка Филипп жили на Северном Кавказе, мы часто ездили туда отдыхать!Я сама родилась в Баку, но так случилось, что сразу после окончания войны наша семья уехала в Белоруссию, куда отца уговорили перебраться его друзья и бывшие однополчане, поэтому все мое детство прошло в городе Могилев. Там же я закончила школу. Мама моя была домохозяйкой. Нас, детей, в семье было трое: я, сестра и брат, поэтому на маме лежали заботы о нас и о большом доме, в котором надо было вести хозяйство, топить дровами печь. Ведь климат в Белоруссии существенно отличался от южного, и зимы были довольно суровые. После смерти папы мы всей семьей вернулись в Баку, так как в Белоруссии у нас никого из родственников не было. И мама и бабушки с дедушкой умерли и похоронены в Баку. А Елена Михайловна (по мужу - Рувинская) - моя тетя, выехала на постоянное место жительство в Израиль и сейчас живет с сыном в Тель-Авиве. В Баку она долгие годы работала в проектном институте "Бакгипрогор" и была очень хорошим архитектором. Как видите, тетя - единственный член нашей семьи, который имел отношение к искусству, и я считаю, что именно она духовно меня взрастила и привила любовь творчеству. Таковы мои корни. Получается, что во мне течет еврейская и украинская кровь. Я часто вспоминаю всех моих близких, ведь каждый из них внес свою частичку в меня, научил и воспитал тому лучшему, что есть во мне... - Людмила Семеновна, в прошлом году, после довольно продолжительного творческого перерыва, вы с большим успехом сыграли в новом спектакле «Бульвар Сансет». Расскажите, чем вам была интересна эта работа? - История Нормы Десмонд, в тот период времени, в чём- то совпала с моей… Не во всем, конечно… В надежде создать что-то НОВОЕ, она начала писать сценарий для кино, в котором хотела бы сняться, и предлагает его доработать случайно попавшему к ней в дом молодому сценаристу. Но… Он бросает ее, лишает ее творчества и последней надежды, и в этом — главная трагедия Нормы Десмонд! - А как Вам работалось с режиссёром спектакля Ильгаром Сафатом? - Ильгар Сафат — замечательный режиссёр, он очень интересный, разносторонний человек: пишет стихи, музыку, книги! И работать с ним было интересно, потому, что у него свой почерк и свой стиль! Режиссёр— это человек, который нашел пьесу и хочет ее поставить, и не всегда без определенного труда, траты здоровья и нервов. Он сам выбирает актеров, а это довольно сложно. Я впервые за всю свою творческую жизнь занималась только ролью, а не мизансценами, костюмами, гримом, реквизитом. У него было всё готово: декорация, костюмы, музыка! Кстати, с первого дня репетиций на сцене, у нас уже звучала музыка! А это много значит для актёров! Музыка помогает прочувствовать новое внутреннее состояние, рождает новые эмоции. Мне понравилась и его работа над костюмами! Они были необычные, но в каждом был Образ! У моей героини они яркие, блестящие, звездные, как сама Норма! Ильгар Сафат в процессе репетиций ни разу не повысил на актёров голос, даже тогда, когда это, может быть, и было нужно! (улыбается) Он уважает и любит актёров! - Вы очень тесно поддерживаете связь со зрителем. Какой он, сегодняшний Ваш зритель? - Общаюсь я, действительно, очень тесно. И не только на своих страницах в социальных сетях, где зрители пишут много благодарных и теплых слов обо мне и моем творчестве. Ни один спектакль не проходит без их пристального внимания (улыбается). Есть у меня постоянные зрители, которые приходят на спектакль не по одному разу, присылают мне фотографии. В реальной жизни с некоторыми я общаюсь и встречаюсь! Я контактный и открытый человек. Меня часто просят вместе сфотографироваться, и я никогда не отказываюсь (смеётся). Ко мне частенько подходят незнакомые мне люди, здороваются, говорят: «А я вас узнала по голосу». - А подарки от поклонников? Я не имею в виду ничего сугубо материального. Цветы? Восторженные письма? - Да, а почему бы и нет. И не только письма и цветы. Вот, например, в этом году на свой день рождения я получила замечательный подарок. Пьесу, которую написал и посвятил мне мой постоянный зритель! Разумеется, приятно, что зрители и поэты не только посвящают мне свои стихи, но и озвучивают их. Так появились видеоролики: «Уникальная Мила Духовная» на стихи Наили Надир, «На возвращение актрисы» Эмина Мамедова, «Королеве сцены и царице осени» Лейлы Бегим. Иногда, мои поклонники просят меня озвучить их посвящения. Так было с замечательным рассказом Наргиз Багировой «Актриса», который я записала, а мои друзья сделали видеоклип. - Вы — известный в стране человек, народная любимица! А приходилось ли Вам когда-нибудь использовать свою славу в личных целях? - Приходилось… Это было в 90-х годах, когда президентом Азербайджана был Гейдар Алиевич Алиев. Я никогда об этом не рассказывала, но вам расскажу, по секрету… Однажды, Гейдар Алиевич с послом России в Азербайджане Вальтером Шония, неожиданно пришли на рождественский вечер в кирху. Я, под музыкальное сопровождение читала фрагмент из поэмы Анны Ахматовой «Реквием». А на фортепьяно аккомпанировала талантливая Алла Магеррамова, в те годы педагог консерватории, а сейчас-доктор философии по искусствоведению, профессор бакинской музыкальной академии им. Узеира Гаджибекова, профессор факультета изящных искусств университета им. Ататюрка (Эрзурум, Турция). Гейдар Алиевич всегда после спектаклей или концертов благодарил артистов, иногда делал замечания или хвалил! Времена были тяжёлые, и он с большим вниманием к нам относился. Так было и на этот раз. Наш номер ему понравился. Он похвалил нас и долго расспрашивал Аллу: Где она училась, у кого? Он талантливых людей всегда чувствовал! Спросил нас: «Как у вас дела?», и я от радости сказала: «Нам бы зарплату побольше…» (а мы тогда очень мало получали). На что он мне ответил: «И я мало…получаю!». В кирхе было холодно, мы после концерта надели верхнюю одежду.
Гейдар Алиевич был одет в шикарное пальто! Он всегда был красивым, элегантным мужчиной, и, может поэтому, у меня вырвалось: «По вашему пальто этого не скажешь!». Гейдар Алиевич был человек с прекрасным чувством юмора, и его ответ сразил меня наповал: «По твоей шубе тоже!», тут и я не растерялась: «Да вы что?! Это старая бабушкина шуба!» и показала ему рукава: «Посмотрите, рукава даже протерлись»! Мы оба рассмеялись! Вот такая была у меня попытка выпросить повышение зарплаты для артистов у самого Президента Азербайджана! (улыбается). И… результат — был! - Расскажите о своем увлечении поэзией. - Это увлечение еще с детства. Поэзия - это возможность быть собой в свободном ощущении полета. В YouTube есть канал «Театр поэзии Людмилы Духовной» с уже огромной зрительской аудиторией и приятными отзывами, где я читаю не только классическую поэзию, но и современную, в числе которых наши азербайджанские поэты. - В одном из своих интервью вы сказали, что с кино «роман» у вас не получился, и вы предпочитаете и любите всей душой театр. А есть ли такая роль в кино, от которой вы не смогли бы отказаться? - Я всегда мечтала сыграть Отелло. Если предложат эту роль в кино - не откажусь (смеется) - Какие героини легче даются: близкие по духу и характеру или ваши полные противоположности? - Я играла разных героинь: и близких мне по духу, и противоположных. Но какими бы они не были, я всегда стараюсь наполнить их всем многообразием самых лучших женских черт: красотой, умом, волей, притягательностью, отчаянностью, непредсказуемостью и даже небольшим хулиганством (cмеется). Кого бы я ни играла, в каждой моей героине всегда была частичка меня, а часть меня всегда была в образе.
- Ваша дочь - режиссер Фатима Ибрагимбекова - уже много лет живет в Москве. Как часто удается видеться с ней и тремя внуками? - Моя дочь - режиссер по образованию, снялась в нескольких фильмах. Сейчас она продюсер международной кинопремии «Восток - Запад. Золотая арка». И вместе с известным продюсером Алексеем Боковым они организовывают и проводят ежегодный кинофестиваль на Патриарших Прудах (Patriki Film Festival). Она замечательная мать, внимательная дочь и очень творческий человек. Я считаю, что она себя реализовала, и горжусь ею. Вижусь с моими любимыми и дорогими людьми достаточно часто, поэтому Москва для меня уже стала вторым родным городом. - А вы сами никогда не хотели попробовать себя в роли режиссера? - Никогда не хотела быть режиссером! У меня и не получилось бы, потому что уже на второй репетиции я бы осталась без актеров (смеется). Кто опоздал, кто не помнит мизансцену или текст, кто все время смотрит на часы, кто болтает - тем сразу «До свидания!» (смеется). Я слишком серьезно отношусь к своей профессии и слишком требовательна и категорична к себе и к своим коллегам. Надевать маску доброго режиссера и говорить, что все нормально, завтра будет лучше, чем вчера, я никогда не буду. Я хочу, чтобы было хорошо сегодня, а завтра еще лучше. Это очень сложная профессия - отвечать за всех и за все.
- Как вы относитесь к современному театральному искусству и кинематографу? Следите за новинками? Смотрите ли сериалы? - Я смотрю много спектаклей в разных театрах. В спектаклях сейчас очень много танцев, песен, балета, кинокадров, инсталляций. Для меня это просто дань моде. Да, иногда это украшает спектакль, когда этого требует пьеса. Я люблю классический театр «слова». Потому что в искусстве мне важен, прежде всего, человек, его мысли, поступки. Мне интересно как герои общаются, как они смотрят друг на друга, как выражают свои эмоции, как они двигаются. В театре или кино актер может сыграть все: любой возраст, мужчину, женщину, ребенка... Но при этом, его игра должна быть понятна любому зрителю, даже самому неискушенному. Из того, что я посмотрела в этом году, мне больше всего понравились спектакли Государственного академического театра имени Вахтангова «Евгений Онегин» в постановке Р. Туминаса и «Ричард III» в постановке Автандила Варсимашвили. И его же спектакль «Шинель» по Гоголю в Русском театре имени Грибоедова в Тбилиси. А еще спектакль Академического Малого Драматического театра «Дядя Ваня» в постановке Л. Додина.
Сериалы я смотрю крайне редко (для них нужно слишком много свободного времени), а вот на новые фильмы в кинотеатр хожу с большим удовольствием. Из последних, посмотрела фильмы «Жара» и «Джокер». Первый - веселый, порадовали работы молодых актеров. Второй - очень сложный фильм, актерская работа - это что-то нереальное, но к истории я не прониклась, лично у меня она не вызвала чувств. Может потому, что это фильм для молодых… В кино и театре сейчас все больше используют спецэффекты. Наверное, это современный подход и желание удивить и поразить. Не знаю, каким будет кино через много лет, но театр, перепробовав все технические и новаторские средства, все равно вернется к человеку, во всех его проявлениях. Я в этом уверена! Придет время, когда зритель устанет от разных «наворотов» и новшеств, ему захочется просто слушать «слово», а театр останется местом, где люди будут получать удовольствие, наблюдая на сцене обычную жизнь, наполненную тонкими и настоящими чувствами. - Расскажите нашим читателям про свою новую роль в спектакле «Женщина в ночи», премьера которого состоится 30 октября. - Прежде всего, это - исповедь. Я думаю, у многих женщин была ситуация, как у моей «женщины в ночи». Чтобы исповедаться, необходимо найти мужество и силы. И важно, чтобы было ЧТО сказать! Зритель сразу чувствует фальшь. А вот еле уловимый момент очищения на сцене (катарсис) - он наступает только тогда, когда ты предельно честен и искренен. Форма нашего спектакля необычна, так как вся история жизни моей героини рассказывается в стихах. Эта идея принадлежит директору театра А.К.Гаджиеву. Он всегда слушал и смотрел все стихи, которые я записывала и снимала на них видеоролики. И предложил мне сделать на камерной сцене что-то поэтическое. Стихи мы собирали с завлитом Резниковой, а режиссер Шаровский придумал сценарий и интересный ход спектакля. Работа идет полным ходом: каждый день что-то меняется, убирается, добавляется. Но работается очень интересно и неожиданно. Ведь такого еще не было в истории нашего театра.
- А что вы можете пожелать молодежи, которая только мечтает играть на сцене? И как родителям разглядеть и раскрыть в своем ребенке этот талант?
- Нужно постоянно поддерживать в себе интерес к окружающему миру, открывать новые источники вдохновения и позволять жизни удивлять себя. Пожалуй, это самый ценный совет, который я могу сегодня дать молодым. Как говорил Владимир Высоцкий: «Актер, должен оживлять все, к чему прикасается». И если родители видят, что их ребенок это умеет делать, пусть смело отправляют его в искусство! |
-Как вы понимаете слово «любовь»? -Это рай и ад… Это счастье и горе… Это восторг, это состояние когда человеку кажется, что он живет во сто крат сильнее, все очень чувственно воспринимает… Все прекрасное, и рядом все – страшное, тоскливое, и в то же время это – радость. -Как, на Ваш взгляд, есть ли любовь «до гроба»? -Да, влюбляться можно много раз, но настоящая любовь бывает только один раз в жизни. Влюбленность и любовь – разные вещи. Я часто влюбляюсь, но любовь – это совершенно другое. -Вам довелось испытать настоящую любовь? -Да. -Говорят, влюбленным свойственны безрассудные поступки. А Вы их совершали? -Да. Например, когда мне говорили, «если ты меня любишь, прыгни с вышки» - я прыгала. В поселке Баилово есть открытый бассейн. Ночью, примерно с 15 – метровой высоты, я, испытывая чувство страха и не зная, что со мной будет, прыгнула вниз. -Сколько Вам было тогда лет? -Двадцать четыре. Но я и потом совершала поступки, не задумываясь о последствиях. Когда я по-настоящему влюбилась, то бросила все и ушла, можно сказать, в никуда. Что и говорить, я и сейчас способна на безрассудства. -Вы сами совершали безрассудные поступки, а от других требовали того же? -Нет. Никогда ни от кого ничего не требуй – это мое правило. Никогда никого ни о чем не прошу. -Довелось ли вам испытать безответную любовь? -Как-то мне в моей жизни всегда везло. -Но Вы актриса, и вам легко будет представить себе такую ситуацию – станете бороться любыми способами? -Если с этим человеком меня помимо работы, будет связывать еще что-то, то может быть, и буду. А если нет, то … Мне кажется, когда женщина берет инициативу в свои руки, она выглядит достаточно глупо. Не случайно же сначала появился Адам, а потом Ева. -Но все-таки инициатива любви исходила от Евы? -Нет, с ее стороны была не инициатива, а Поступок. -Может, разумнее жить без любви?
-Ни в коем случае. Я считаю, что люди, которые не испытали этого чувства, по-настоящему несчастны. Любовь можно сравнить разве что с талантом – как не каждому он дается, так и не каждому дано испытать ее. Это редкостный… И вообще, разве можно жить без нее?! -Много ли работы у Вас в театре? -Профессия наша настолько парадоксальна, что сколько не сыграй, все равно кажется мало. -Что дает Вам театр? -Именно эта профессия, как никакая другая, дает возможность многогранного проявления собственного «Я». -Насколько повлиял на вас Рустам Ибрагимбеков? -Когда мы впервые встретились, я была достаточно известной актрисой. У меня было свое положение в Театре и социальный статус, но именно Рустам научил меня пониманию сущности этой профессии. Благодаря ему я поняла, что актерское ремесло требует постоянного, пожизненного совершенствования, ему нужно учиться всю жизнь.
-За что Вы себя цените? -Вы верите в судьбу? А в гороскопы? -Нет, что вы, в гороскопы и тому подобную ерунду – нет, а в то, что написано на роду, в судьбу каждого из нас – верю. Есть какая-то логика в том, что все в нашей жизни происходит так, а не иначе. Действительно, в 1969 году, когда мы работали на гастролях в театре Моссовета, его директор Анисимова – Вульф пригласила меня на собеседование и предложила остаться работать в их театре. Но наверное я тогда была слишком молода, и была, что называется, «домашним ребенком», выросшим под крылышком мамы, бабушек, и мне стало попросту страшно броситься с головой в омут новой и такой непохожей на бакинскую, жизни. В Москве у нас тогда не было ни родных, ни знакомых. Личные обстоятельства тоже не способствовали переезду: я тогда была замужем, у нас с мужем прекрасно складывалась профессиональная карьера в Азербайджане. После «Бала воров» (пьеса Жана Ануя) я вообще, как говорится, проснулась знаменитой. Так что вопрос отпал сам собой. И знаете, я об этом не жалею даже сейчас. Была еще одна возможность изменить мою жизнь: в 1973 году Олег Ефремов ставил пьесу «Похожий на Льва» Рустама Ибрагимбекова, который очень хотел, чтобы именно я играла в ней главную роль. У нас даже прошло несколько репетиций. Но, как видно, не судьба мне работать в Москве, потому что тогда неожиданно выяснилось, что я в «интересном положении». В общем, надо было выбирать, ребенок или МХАТ. Я выбрала ребенка, о чем совершенно не жалею, но осталась без МХАТа. В последние годы меня постоянно зовет в Москву поработать в антрепризе бывший режиссер нашего тетра Алексей Никольский. Но я такой человек, что по природе не способна на предательство. А у меня такое ощущение, если я сейчас уйду из театра, это будет именно предательство. Пока я чувствую, что нужна здесь, я останусь здесь. Хотя лет девять назад у нас был такой разговор с главным режиссером, когда я пришла и сказала: «Не планируйте со мной ничего нового, потихоньку доиграю старые вещи и через год уеду».
Тогда мне казалось, что я себя здесь исчерпала: все уже было-перебыло, играно-переиграно… Ну и опять же семейные обстоятельства: как раз в это время уехала из Баку моя дочь, и я считала, что мне нужно быть рядом с ней. Но Шаровский решительно воспротивился моему решению, что я ни в коем случае не должна уезжать именно сейчас, когда в моей актерской жизни начинается совершенно новая полоса, подходят новые интересные роли. И уговорил, за что я ему очень благодарна. А сегодня просто не представляю, как оставить свой театр. - Как по-вашему, легко ли быть женщиной – вчера, сегодня, всегда? - Безумно тяжело, в наше время – вообще геройство… Раньше женщина была от многого освобождена. А сейчас ей надо ухитряться и дом вести, и выглядеть хорошо, и на работе быть в форме, и успевать что-то прочесть, а если есть дети – сколько внимания и сил нужно отдавать им! Я всю жизнь куда-то бежала, я и сейчас бегу, мне постоянно не хватает времени: я хочу успеть и в музей восковых фигур, и на выставку молодых художников, и на премьеру в молодежном театре. Я все время боюсь пропустить что-то очень интересное. То есть не хватает времени как раз на то, чтобы просто быть Женщиной
Мой рецепт: никогда не останавливаться, только вперед! Это и помогает сохранять ощущение молодости. - Актерство – профессия рефлекторная? - Зыбкая. Каждая роль начинается с чистого листа, с неуверенности: твоя роль – не твоя, сможешь – не сможешь, примет зритель – не примет. Каждый раз мучительные роды. - Были срывы на работе? - Без них не бывает. У меня долго не получалась роль в «Доме на песке». Все не нравилось, режиссер тоже был недоволен. Я взяла паузу, сказалась больной, я и в самом деле заболела. Потом взяла себя в руки, успокоилась. Премьерные спектакли отыграла вторая исполнительница. Я вошла позже, но пресса отдала мне предпочтение за глубину характера, за глубину чувств. Но это послужило уроком. - Мне нравится Ваша органика в разных жанрах. Но не кажется ли вам, что есть некий крен в сторону эксцентрики, комедийности. Понимаю, это направление театра, но уж очень облегченное. Раньше наш театр был строже, умней, если хотите.
- Театр – зеркало общества. Какое общество – такой театр. Зритель сегодня ищет развлечений, он хочет отключиться от тягот жизни. А может, дело в нас? Мы потеряли вкус к серьезному искусству. Я говорю не о занудном искусстве, а о серьезном. Которое тоже может быть веселым, увлекательным, и в то же время быть более ответственным по отношению к реальной жизни, не таким бесчувственным, что ли…
- Актер вне сцены: какой он?
- Профессия здорово держит меня «на плаву» как женщину, личность и актрису, поэтому отношусь к ней так трепетно. Я никогда не останавливаюсь и стараюсь идти в ногу со временем... Это помогает сохранять ощущение молодости, интерес к людям. В процессе подготовки к роли много думаю, размышляю и анализирую, чтобы, как говорил Товстоногов, образ «чувствовать кожей». Но прежде чем почувствовать, надо знать. А чтобы знать, надо, конечно, много читать, следить за культурной жизнью не только страны, но и мира, смотреть работы коллег. Я посещаю все премьеры, хожу в Азербайджанский национальный драматический театр, на выставки, презентации, смотрю хорошие фильмы. Часто бываю в Москве и обязательно посещаю театры, смотрю интересные новые спектакли, сравниваю и делаю определенные выводы. К сожалению, в последнее время с грустью приходится отмечать, насколько мы отстаем и технически, и профессионально… - Зрители–какие они, за что они любят актера? Как зрительская любовь отражается на Вашем творческом самочувствии? - Духовная красота и искренность или их отсутствие - вот, что всегда задевает человека в зале. Ведь зрители - это наши герои и это мы сами. А людям свойственно все человеческое, и поэтому так берет за сердце то, что не чуждо любому человеку. Наша профессия вся пронизана эмоциями, чувствами, верой, словом, всем, что составляет душу человеческую. Для меня зрители – это, прежде всего друзья, с ними я могу любить, терпеть, надеяться, верить, с ними я хочу быть лучше, им дарю свое сердце, а они мне - свое. Зритель всегда чувствует, пустой или не пустой человек перед ним, он тянется к искренности, ему тоже становится легче, если он поплачет или посмеется со мной. Меня радует, что и сейчас - через столько лет, благодаря интернету, снова волна чудесных отзывов с разных концов мира докатывается до меня.
Несколько лет назад в «Одноклассниках» мои поклонники организовали группу «Жемчужина бакинской сцены-ЛюдмилаДуховная», в которую вошли около 1000 участников, живущих, не только в Баку, но и в других странах мира. Мне приятно, что люди смотрят видеоролики со спектаклями, которые шли на нашей сцене много лет назад, пишут благодарные слова, удивительно искренние. Это самая большая награда за мою работу. Я рада, что между мной и почитателями моего творчества, пусть через интернет, но существует такая теплая и тесная взаимосвязь. Интернет – это ведь та же сцена, с огромным количеством зрителей, и их гораздо больше, чем может вместить зал нашего театра. А значит, я всегда нахожусь в творческом тонусе, ощущаю себя ежедневно выходящей на сцену, практически живущей на ней! Зрительская память и любовь, как ничто другое окрыляет, придает мне силы и желание работать! В поиске новой пьесы с ролью для себя, я всегда руководствовалась главным: она должна быть интересна прежде всего зрителю! - Вы производите впечатление закрытого, независимого и непокорного человека. Так ли это на самом деле? Зависите ли в этой жизни от кого-нибудь и чего-нибудь? Какой у вас характер? Я слышала, что вы можете быть очень резкой. - Я человек открытый и очень контактный. Что же касается независимости, то, конечно, хотелось бы ею быть, но таких людей, как мне кажется, просто нет. Мы все от чего-тозависим: от обстоятельств и людей, нас окружающих, от погоды и своего организма, в конце – концов (смеется). Для того чтобы высказать свое мнение, свою точку зрения, я не “ведусь” на мнение окружающих, мне необходимо самой увидеть и услышать и почувствовать. А поскольку я всегда очень остро чувствую фальшь и неискренность, то предпочитаю не отмалчиваться, а сказать об этом прямо, если меня СПРАШИВАЮТ. Может оттого и произвожу впечатление резкой. Строптивой, непокорной или упрямой я никогда не была. Непредсказуемой – да! Была и остаюсь! Это главная черта моего характера! - Чему Ваше поколение артистов может научиться у современных молодых актеров?
- Внутренней свободе, раскрепощенности. Мы были в их возрасте очень зажаты, закомплексованным и наивны. Время было такое. То, к чему мы в свое время шли годами, они сейчас получают быстро и легко: только пришли в театр – и сразу получили большие и интересные роли! Они в отличие от нас более практичны, у них уже другой: рациональный, техногенный склад ума. Это очень важно в современном мире вообще, а в культуре и искусстве – в частности! Так что в чем-то и они уже наши наставники. А вообще я люблю общаться и работать с молодыми актерами. Они наполняют меня энергией, у меня с ними идет очень интересный обмен информацией. Я им о профессии, они мне – о современной жизни молодых. Обмен равноценный, я думаю. - Может, поделитесь прогнозами относительно будущего театра, который, как известно, хоронили не раз, но, к счастью, он оказался долгожителем. Как вы считаете, почему? - Потому что театр - это живое слово, живое общение, без которого человеку просто не прожить! Театр будет жить всегда! Да, он будет видоизменяться, чтобы соответствовать времени, будет искать какие-то новые пути к сердцу зрителя, будут еще какие-то новые формы. Но это искусство вечно! - Да, но само по себе оно не может стать вечным, что-то ведь делает его таковым? На днях я просмотрела записи ваших выступлений двадцатилетней давности и не обнаружила ни одной фальшивой интонации! Именно это для меня стало загадкой.
- Безусловно, вы смотрели то, что было сыграно мною в совершенно иную эпоху, с иной атмосферой, манерой разговора, какими-то своими «модными» словечками. Но никакой загадки в этом нет. Если вашему восприятию сыгранного мною двадцать лет назад и того, что я сегодня делаю на сцене, не помешал интервал длиною в двадцать лет, то это опять же объясняется искренностью, которая не имеет срока давности! Недаром Л.Толстой говорил, что без способности чувствовать художника не существует! Именно поэтому, театр будет жить всегда, потому что можно пытаться создать, заменить, смоделировать все, что угодно, но только не эмоции человека, не его умение переживать. Так что за будущее театра я вполне спокойна. - Ваша основная жизненная позиция? - Во всем всегда доходить до самой сути - это мой девиз. А позиция?.. Не предавать, любить, ценить друзей. - У вас есть опыт работы в кино. Что все-таки вам больше по душе - работа в кино или в театре?
- Опыт в кино совсем небольшой: я снялась всего в 10 фильмах, и чаще всего, это была случайность. Как, например, мое участие в фильме "Выставка" Литовской киностудии. Наш театр был там на гастролях, и на роль Цыганки, учитывая восточный колорит, они решили пригласить кого-нибудь из нашего театра. Обратились к директору, и он порекомендовал актрису, хорошо поющую цыганские романсы, с которой мы жили в одном номере. Когда они пришли, ее не было, и дверь открыла я. Увидев меня, они сразу сказали: "Нет! Нам нужны именно вы!". Совсем недавно мне поступило предложение сняться в большой роли с отличным сценарием, интересным режиссером, но я отказалась: не хочу играть роли, которые связаны с темными сторонами нашей жизни, как в кино, так и в театре. Так что главный герой моего романа был и есть - Театр! Роман у нас долгий, красивый, взаимный и надеюсь, что он с продолжением. - Вы потрясающе выглядите! Как Вам это удается?
- Это очень приятно, тем более в наш век, когда уже почти исчезло поклонение женской красоте! Конечно, многое во мне, как женщине из моих корней. К примеру, я обожаю шляпки, у меня их всегда много, как говорится, «на все случаи жизни». Считаю, что ничто так не подчеркивает женскую индивидуальность, как эта замечательная деталь одежды. Это у меня от бабушки: она была известным мастером дамских головных уборов в Баку, работала в ателье, имела очень обширную клиентуру, так как делала самые красивые модели шляп в городе. Очень люблю меха - это у меня от папы, который занимался ими большую часть своей жизни! Очень известный в своей время в Баку врач М.Раскина, уезжая из Азербайджана, зная мою эту «слабость», подарила мне на память шикарный чернобурковый палантин, в котором я сыграла несколько спектаклей, а потом передарила одной нашей актрисе, которой уж очень он нравился. А вообще я человек не жадный – люблю дарить подарки, причем больше, чем получать.И это тоже одно из важных условий для того, чтобы хорошо выглядеть: никогда не завидовать и быть щедрым! Конечно же, я слежу за собой: без этого никак нельзя и не только Актрисе, но, думаю, и любой Женщине, если она хочет оставаться Женщиной! Мы должны сами беречь в себе очарование, неповторимость, неожиданность! - Вы – одна из известных личностей в Азербайджане, актриса, слава которой распространилась и за пределами республики. Расскажите, как живется в Баку людям не азербайджанской национальности? — В Баку не акцентируют внимание на национальности и не говорят на эту тему. Меня в жизни всегда окружали и окружают люди совершенно разного круга интересов, возрастов, характеров. На самом деле, я никогда не задавалась вопросом, представителями каких национальностей являются мои друзья. А мне это и не надо! Главное, что они все — достойные люди! Живя в Азербайджане, я чувствую себя абсолютно восточным человеком — атмосфера сыграла свою роль: соблюдаю все традиции азербайджанского народа, люблю и готовлю блюда невероятно вкусной национальной кухни. В театре и кино я сыграла немало азербайджанок. И потом все зависит от того, как складывается жизнь, от отношения людей к тебе. В Азербайджане я состоялась, отдала более 50 лет своей жизни сцене. И у меня есть зрители, которых я люблю и ценю. Minval.az 14.09.2016 - Людмила Семеновна, расскажите нам об улыбке Фортуны, о счастливых случаях в вашей жизни. - Фортуна – это моя самая лучшая и любимая подруга. Она всегда рядом со мной и редко поворачивается ко мне спиной! Когда я поступала в Азербайджанский государственный институт искусств имени Мирза Ага Алиева, то именно в этот год открылся русский сектор, которого не было в институте 20 лет!!! Это ли не улыбка фортуны?! А не подарок ли судьбы - играть в Азербайджанском национальном театре в спектакле по пьесе Эльчина «Ах, Париж, Париж!» на двух языках! И мою игру высоко оценил наш величайший лидер-президент - Гейдар Алиевич Алиев! В 2016 году наряду с такими большими актерами, как Олег Басилашвили, Сергей Безруков, Олег Табаков, Инна Чурикова, Юлия Борисова, Светлана Крючкова, Светлана Немоляева, Валентин Гафт, Александр Ширвиндт, я получила Национальную актёрскую премию имени Андрея Миронова «Фигаро», которая присуждается за особо высокие достижения в актерском драматическом искусстве! И я - единственная актриса в Азербайджане, которая имеет эту награду! Всё это, и еще много других счастливых моментов в жизни и в творчестве, я считаю «проделками» своей подруги-Фортуны! (смеётся) - Ваша формула успеха?
- Так как я очень люблю поэзию, то отвечу словами Бориса Пастернака: «Во всем мне хочется дойти до самой сути. В работе, в поисках пути, в сердечной смуте!» Эти слова очень созвучны моей формуле успеха: Любознательность + Опыт + Любовь! У Актрисы нет возраста. Свою первую роль я сыграла в спектакле «Мария Стюарт». «- В моей духовной выражено всё», говорила Мария Стюарт мне, Гертруде. Я приняла это на свой счёт и, надеюсь, её не подвела. Самый неожиданный комплимент я услышала недавно в аэропорту! В ожидании посадки на свой рейс в Баку я покупала свои любимые духи. На мне были темные очки и шляпка. Молодая девушка консультировала меня и предлагала купить самый большой флакон, на что я низким голосом ответила: «Девочка моя, как же я буду нести такую тяжесть? Правда маленький для меня уж очень мал, а вот средний - самое то». Она улыбнулась и вдруг неожиданно спросила: «Скажите, а вы не родственница Фаины Раневской?» Я ответила: Нет. А что разве мы похожи?- «Да, похожи! Вы тоже прикольная!»
Самая моя любимая роль - Корали в спектакле «Загнанная лошадь»по пьесе Франсуазы Саган. Любимая, потому что соответствует мне-живу я как загнанная лошадь. ... Самое большое открытие за последнее время? Люди очень изменились, и не в лучшую сторону... Счастье? Мы ощущаем его лишь всего мгновение , а помним всю жизнь. Не хочется говорить банальности, но человек так устроен- живёт чувствами , эмоциями, порывами. Не думаю, что так живут только люди моей профессии. Наверное, так живут все или почти все. Для меня зрители-прежде всего друзья, с ними я могу любить, надеяться, верить, с ними хочу быть лучше, им дарю своё сердце, а они мне своё! Мои звания, награды за достижения, статус и авторитет значили и значат для меня всегда лишь одно-повышение требовательности к себе, большую ответственность и большую работу, чтобы всё это оправдать! |